Камчатский край, Тигильский район, село Лесная, улица Советская, 13
8(41537) 2-00-44
пн-пт с 8:00 до 18:00

Наше меню

Рациональное питание в МБДОУ Лесновский детский сад "Буратино"

Принципы рационального питания в МБДОУ Лесновский детский сад «Буратино»

Правильно организованное питание, обеспечивающее организм всеми необходи­мыми ему пищевыми веществами(белками, жирами, углеводами, витаминами и мине­ральными солями) и энергией, является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста. В то же время, правильно организованное питание способствует повышению устойчивости организма к действию инфекций и других не­благоприятных внешних факторов.

Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное раз­нообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов - мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обес­печить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное по­требление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья де­тей.

Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей. Другим условием является строгий режим питания, который должен преду­сматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппе­тит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.

Таким образом, в нашем детском саду с продолжи­тельностью пребывания детей 7 часов организовано горячее питание воспи­танников, предусматривающее 3-х разовое питание: завтрак,  обед,  полдник.

Дети, посещающие ДОУ, основную часть суточного рациона питания (не менее 70%) получают именно в нашем учреждении. Поэтому организация питания в ДОУ должна предусматривать обеспечение детей большей частью необходимых им энергии и пищевых веществ.

 

 

 

Основные принципы организации питания в ДОУ:

 

1.                      Адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энерго­тратам детей.

2.                      Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, витамины, минеральные соли и микроэлементы.

3.                      Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обес­печения его сбалансированности, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной об­работки.

4.                      Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обес­печивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пище­вой ценности.

5.                      Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раз­дражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения) или компенсированными функцио­нальными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее пи­тание).

6.                      Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).

7.                      Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включа­ющее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, по­ставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовле­нию и раздаче блюд.

 

 

Нормы физиологических потребностей детей дошкольного возраста

в основных пищевых веществах и энергии (в сутки).

 

Возраст

Белков, г

Жиров, г

Углеводы, г.

Энергетическая ценность, ккал.

всего

в т.ч.животные

всего

в т.ч.растительные

1-3 лет

53

37

53

18

212

1540

4-6 лет

68

44

68

23

272

1970


Нормы физиологических потребностей детей дошкольного возраста

в основных витаминах (в сутки).

 

Возраст

Витамины, в мг

В1

В2

РР

В6

В12

Вс

А

D

Е

С

1-3 года

0,8

0,9

10

0,9

0,001

0,1

0,45

0,01

5

45

4-6 лет

0,9

1

11

1,3

0,0015

0,2

0,5

0,0025

7

50


Нормы физиологических потребностей детей дошкольного возраста

в основных минеральных веществах.

 

Возраст

Минеральные вещества, в мг

Кальций

Фосфор

Магний

Железо

Цинк

Иод

1-3 года

800

800

150

10

5

0,06

4-6 лет

900

1350

200

10

8

0,07

 

Безопасные уровни потребления микроэлементов

детьми дошкольного возраста.

 

Возраст

Микроэлементы, в мг

Медь

Марганец

Фтор

Хром

Молибден

1-3 года

0,7-1,0

1,0-1,5

0,5-1,5

0,02-0,08

0,025-0,05

4-6 лет

1,0-1,5

1,5-2,0

1,0-2,5

0,03-0,12

0,03-0,075

 

 

 

 

Примерная масса порций для детей дошкольного возраста.

Блюда и кулинарные изделия

Возраст детей

примерная масса порции, г

1-3 года

3-6 лет

Салаты

30-50

40-60

Каша, овощное блюдо

150

180-200

Супы

150-200

180-250

Порционные мясные, рыбные, творожные, кру­пяные, яичные блюда, колбасные изделия

60-70

70-80

Гарниры

85-150

100-200

Напитки (объем порции, мл)

150

180-200

Свежие фрукты

50-100

100-150

Кондитерские изделия (мучные, сахарные)

20

20

Булочные и мучные кулинарные изделия

40-60

50-70

Хлеб (масса одного кусочка)

20

20

Хлеб на весь день:

- пшеничный

70

110

- ржаной

30

60

 

 

Рекомендации для родителей по питанию

 

Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается МЕНЮ. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ.

Уважаемые родители! Утром, до отправления ребенка в детский сад, не кормите его, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Однако если ребенка приходится приводить в ДОУ очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сока и (или) какие-либо фрукты.

Говоря об организации питания детей в дошкольных ДОУ, следует остановиться на особенностях питания ребенка в период адаптации к учреждению.

Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.

Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал.

В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитатель кормит его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу.

Нередко дети поступают в дошкольные учреждения в осенний период, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики острой инфекционной заболеваемости проводится дополнительная витаминизация рациона питания детей. Целесообразно в этот период введение поливитаминов в течение достаточно длительного времени (до 4-6 месяцев).

 

Рекомендуемый среднесуточный набор продуктов для питания
(на одного ребенка) в ДОУ с 12- часовым режимом функционирования

Продукты, количество, г брутто

Возраст детей

1,5 – 3 года

3[1]-7 лет

Хлеб пшеничный

60

80

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)

30

40

Мука пшеничная, ржаная

18

20

Крупы, бобовые

23

30

Макаронные изделия

7

10

Картофель

180

210

Овощи разные (кроме картофеля), зелень (укроп, петрушка)

245

300

Фрукты (плоды) свежие

150

150

Соки фруктовые (овощные), напитки витаминизированные[2]

150

180

Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник

10

10

Кондитерские изделия

10

13

Сахар

40

50

Масло коровье сливочное

21

25

Масло растительное

8

10

Яйцо диетическое

0,5 шт.

0,5 шт.

Молоко (м.д.ж. 3,2 %)

230

220

Кисломолочные продукты (м.д.ж. 3,2 %)

150

180

Творог или творожные изделия (м.д.ж. 9 %)

30

40

Мясо (I кат, бескостный полуфабрикат)

70

80

Птица (I кат., п/п)

30

30

Колбасные изделия

5

5

Рыба-филе

33

40

Сметана

7

10

Сыр сычужный

3

5

Чай

0,5

0,5

Какао-порошок

0,45

0,9

Кофейный напиток злаковый (суррогатный)

0,6

1

Мука картофельная (крахмал)

3

3

Соль пищевая поваренная йодированная

3-4

5-6

Дрожжи хлебопекарные

0,3

0,3

Примерный химический состав набора:[3]

Белок, г

56

66

Жир, г

56

70

Углеводы, г

190

228

Энергетическая ценность, ккал

1533

1812

 

 

СОВЕТУМ ПРОЧИТАТЬ!

     Формирование культуры трапезы

 

К 2-3 годам у малыша появляются все молочные зубы, и ребенок может и должен хорошо освоить и закрепить навык жевания. Его организму нужны только доброкачественные продукты; кулинарная обработка должна быть щадящей. Очень важен правильный подбор продуктов, содержащий белок, соли кальция, фосфора, фтора, витамины D , А. Полезны плотные продукты, в которых много клетчатки, например, сырая морковка, яблоки, кусочки свежей капусты.

У каждого малыша есть свои привычки и вам придется считаться с ними. Часто дети отказываются есть нелюбимую или незнакомую пищу. Здесь стоит пойти на компромисс:

 

• можно уменьшить порцию, убрав часть гарнира,

• нарезать бутерброд или яблоко на несколько частей,

• попросить малыша только попробовать блюдо,

• замаскировать незнакомую пищу уже знакомой.

 

     На что нужно обращать внимание во время еды

 

• Последовательность блюд должна быть постоянной.

• Перед ребенком можно ставить только одно блюдо.

• Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни холодным.

• Полезно класть пищу в рот небольшими кусочками, хорошенько пережевывать.

• Не надо разговаривать во время еды.

• Рот и руки - вытирать бумажной салфеткой.

 

     Чего не следует допускать во время еды

 

• Громких разговоров и звучания музыки.

• Понуканий, поторапливания ребенка.

• Насильного кормления или докармливания.

• Осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.

• Неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд.

После окончания еды малыша нужно научить полоскать рот.

 

Семь великих и обязательных "НЕ"

 

1. не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие - одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет есть - значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только чего-то определенного, - значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого "откармливания"! Ребенок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.

2. не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения предложения. Прекратить - и никогда больше.

3. не ублажать. Еда - не средство добиться послушания и не средство наслаждения; еда - средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.

4. не торопить. Еда - не тушение пожара. Темп еды - дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один недожеванный кусок.

5. не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако, если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.

6. не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья иди мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих "не" избавит вас от множества дополнительных проблем.

7. не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: "Ты поел? Хочешь есть?" Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно - так, только так!

Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть - все, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.

 

 

 

Советуем приготовить для детей

 

Бульон с яичными хлопьями

На 4 порции: 4 стакана мясного бульона, 2 яйца, 1/2 морковки, 1/2 луковицы, зелень.

В предварительно взбитые яйца добавить немного подогретого бульона. Затем смесь процедить, влить оставшийся кипящий бульон и перемешать до образования мелких хлопьев.

Чтобы бульон вновь стал прозрачным, нужно убавить огонь и продолжать варить 10-15 минут.

 

 

 

Зефир яблочный

На 4 порции: 4 печеных антоновских яблока, 1/2 стакана сахарного песка, 2 белка, 1 стакан сливок.

Яблоки протереть через сито, добавить сахар. Белки растереть деревянной ложкой до густоты. Взбить отдельно сливки, тщательно смешать с полученной массой и выложить на блюдо.

При желании зефир можно залить сиропом клубничного или вишневого варенья.

 

Приятного аппетита!