Принципы рационального питания в МБДОУ Лесновский детский сад «Буратино»
Правильно организованное питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами(белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией, является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста. В то же время, правильно организованное питание способствует повышению устойчивости организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов - мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей. Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.
Таким образом, в нашем детском саду с продолжительностью пребывания детей 7 часов организовано горячее питание воспитанников, предусматривающее 3-х разовое питание: завтрак, обед, полдник.
Дети, посещающие ДОУ, основную часть суточного рациона питания (не менее 70%) получают именно в нашем учреждении. Поэтому организация питания в ДОУ должна предусматривать обеспечение детей большей частью необходимых им энергии и пищевых веществ.
Основные принципы организации питания в ДОУ:
1. Адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энерготратам детей.
2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.
4. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
5. Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее питание).
6. Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).
7. Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Нормы физиологических потребностей детей дошкольного возраста
в основных пищевых веществах и энергии (в сутки).
Возраст |
Белков, г |
Жиров, г |
Углеводы, г. |
Энергетическая ценность, ккал. |
||
всего |
в т.ч.животные |
всего |
в т.ч.растительные |
|||
1-3 лет |
53 |
37 |
53 |
18 |
212 |
1540 |
4-6 лет |
68 |
44 |
68 |
23 |
272 |
1970 |
Нормы физиологических потребностей детей дошкольного возраста
в основных витаминах (в сутки).
Возраст |
Витамины, в мг |
|||||||||
В1 |
В2 |
РР |
В6 |
В12 |
Вс |
А |
D |
Е |
С |
|
1-3 года |
0,8 |
0,9 |
10 |
0,9 |
0,001 |
0,1 |
0,45 |
0,01 |
5 |
45 |
4-6 лет |
0,9 |
1 |
11 |
1,3 |
0,0015 |
0,2 |
0,5 |
0,0025 |
7 |
50 |
Нормы физиологических потребностей детей дошкольного возраста
в основных минеральных веществах.
Возраст |
Минеральные вещества, в мг |
|||||
Кальций |
Фосфор |
Магний |
Железо |
Цинк |
Иод |
|
1-3 года |
800 |
800 |
150 |
10 |
5 |
0,06 |
4-6 лет |
900 |
1350 |
200 |
10 |
8 |
0,07 |
Безопасные уровни потребления микроэлементов
детьми дошкольного возраста.
Возраст |
Микроэлементы, в мг |
||||
Медь |
Марганец |
Фтор |
Хром |
Молибден |
|
1-3 года |
0,7-1,0 |
1,0-1,5 |
0,5-1,5 |
0,02-0,08 |
0,025-0,05 |
4-6 лет |
1,0-1,5 |
1,5-2,0 |
1,0-2,5 |
0,03-0,12 |
0,03-0,075 |
Примерная масса порций для детей дошкольного возраста.
Блюда и кулинарные изделия |
Возраст детей |
|
примерная масса порции, г |
||
1-3 года |
3-6 лет |
|
Салаты |
30-50 |
40-60 |
Каша, овощное блюдо |
150 |
180-200 |
Супы |
150-200 |
180-250 |
Порционные мясные, рыбные, творожные, крупяные, яичные блюда, колбасные изделия |
60-70 |
70-80 |
Гарниры |
85-150 |
100-200 |
Напитки (объем порции, мл) |
150 |
180-200 |
Свежие фрукты |
50-100 |
100-150 |
Кондитерские изделия (мучные, сахарные) |
20 |
20 |
Булочные и мучные кулинарные изделия |
40-60 |
50-70 |
Хлеб (масса одного кусочка) |
20 |
20 |
Хлеб на весь день: |
||
- пшеничный |
70 |
110 |
- ржаной |
30 |
60 |
Рекомендации для родителей по питанию
Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается МЕНЮ. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ.
Уважаемые родители! Утром, до отправления ребенка в детский сад, не кормите его, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Однако если ребенка приходится приводить в ДОУ очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сока и (или) какие-либо фрукты.
Говоря об организации питания детей в дошкольных ДОУ, следует остановиться на особенностях питания ребенка в период адаптации к учреждению.
Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.
Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал.
В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитатель кормит его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу.
Нередко дети поступают в дошкольные учреждения в осенний период, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики острой инфекционной заболеваемости проводится дополнительная витаминизация рациона питания детей. Целесообразно в этот период введение поливитаминов в течение достаточно длительного времени (до 4-6 месяцев).
Рекомендуемый среднесуточный набор продуктов для питания
(на одного ребенка) в ДОУ с 12- часовым режимом функционирования
Продукты, количество, г брутто |
Возраст детей |
|
1,5 – 3 года |
3[1]-7 лет |
|
Хлеб пшеничный |
60 |
80 |
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) |
30 |
40 |
Мука пшеничная, ржаная |
18 |
20 |
Крупы, бобовые |
23 |
30 |
Макаронные изделия |
7 |
10 |
Картофель |
180 |
210 |
Овощи разные (кроме картофеля), зелень (укроп, петрушка) |
245 |
300 |
Фрукты (плоды) свежие |
150 |
150 |
Соки фруктовые (овощные), напитки витаминизированные[2] |
150 |
180 |
Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник |
10 |
10 |
Кондитерские изделия |
10 |
13 |
Сахар |
40 |
50 |
Масло коровье сливочное |
21 |
25 |
Масло растительное |
8 |
10 |
Яйцо диетическое |
0,5 шт. |
0,5 шт. |
Молоко (м.д.ж. 3,2 %) |
230 |
220 |
Кисломолочные продукты (м.д.ж. 3,2 %) |
150 |
180 |
Творог или творожные изделия (м.д.ж. 9 %) |
30 |
40 |
Мясо (I кат, бескостный полуфабрикат) |
70 |
80 |
Птица (I кат., п/п) |
30 |
30 |
Колбасные изделия |
5 |
5 |
Рыба-филе |
33 |
40 |
Сметана |
7 |
10 |
Сыр сычужный |
3 |
5 |
Чай |
0,5 |
0,5 |
Какао-порошок |
0,45 |
0,9 |
Кофейный напиток злаковый (суррогатный) |
0,6 |
1 |
Мука картофельная (крахмал) |
3 |
3 |
Соль пищевая поваренная йодированная |
3-4 |
5-6 |
Дрожжи хлебопекарные |
0,3 |
0,3 |
Примерный химический состав набора:[3] |
||
Белок, г |
56 |
66 |
Жир, г |
56 |
70 |
Углеводы, г |
190 |
228 |
Энергетическая ценность, ккал |
1533 |
1812 |
СОВЕТУМ ПРОЧИТАТЬ!
Формирование культуры трапезы
К 2-3 годам у малыша появляются все молочные зубы, и ребенок может и должен хорошо освоить и закрепить навык жевания. Его организму нужны только доброкачественные продукты; кулинарная обработка должна быть щадящей. Очень важен правильный подбор продуктов, содержащий белок, соли кальция, фосфора, фтора, витамины D , А. Полезны плотные продукты, в которых много клетчатки, например, сырая морковка, яблоки, кусочки свежей капусты.
У каждого малыша есть свои привычки и вам придется считаться с ними. Часто дети отказываются есть нелюбимую или незнакомую пищу. Здесь стоит пойти на компромисс:
• можно уменьшить порцию, убрав часть гарнира,
• нарезать бутерброд или яблоко на несколько частей,
• попросить малыша только попробовать блюдо,
• замаскировать незнакомую пищу уже знакомой.
На что нужно обращать внимание во время еды
• Последовательность блюд должна быть постоянной.
• Перед ребенком можно ставить только одно блюдо.
• Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни холодным.
• Полезно класть пищу в рот небольшими кусочками, хорошенько пережевывать.
• Не надо разговаривать во время еды.
• Рот и руки - вытирать бумажной салфеткой.
Чего не следует допускать во время еды
• Громких разговоров и звучания музыки.
• Понуканий, поторапливания ребенка.
• Насильного кормления или докармливания.
• Осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.
• Неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд.
После окончания еды малыша нужно научить полоскать рот.
Семь великих и обязательных "НЕ"
1. не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие - одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет есть - значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только чего-то определенного, - значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого "откармливания"! Ребенок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.
2. не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения предложения. Прекратить - и никогда больше.
3. не ублажать. Еда - не средство добиться послушания и не средство наслаждения; еда - средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.
4. не торопить. Еда - не тушение пожара. Темп еды - дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один недожеванный кусок.
5. не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако, если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.
6. не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья иди мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих "не" избавит вас от множества дополнительных проблем.
7. не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: "Ты поел? Хочешь есть?" Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно - так, только так!
Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть - все, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.
Советуем приготовить для детей
Бульон с яичными хлопьями
На 4 порции: 4 стакана мясного бульона, 2 яйца, 1/2 морковки, 1/2 луковицы, зелень.
В предварительно взбитые яйца добавить немного подогретого бульона. Затем смесь процедить, влить оставшийся кипящий бульон и перемешать до образования мелких хлопьев.
Чтобы бульон вновь стал прозрачным, нужно убавить огонь и продолжать варить 10-15 минут.
Зефир яблочный
На 4 порции: 4 печеных антоновских яблока, 1/2 стакана сахарного песка, 2 белка, 1 стакан сливок.
Яблоки протереть через сито, добавить сахар. Белки растереть деревянной ложкой до густоты. Взбить отдельно сливки, тщательно смешать с полученной массой и выложить на блюдо.
При желании зефир можно залить сиропом клубничного или вишневого варенья.
Приятного аппетита!